Альянс LG и Matsushita — пакт о «ненападении» или реальное сотрудничество? |
Начало нового года, века, тысячелетия на мировом рынке бытовых кондиционеров ознаменовалось громкой новостью об альянсе LG Electronics и Matsushita Electric Industrial в области разработки и технологии производства бытовых кондиционеров, включая совместную закупку компонентов и частей. Событие это, несмотря на его значимость (как-никак, о чем-то смогли договориться два ведущих производителя кондиционеров в мире), является попросту естественным продолжением политики крупных производителей в объединении ресурсов. Мировой рынок бытовых кондиционеров (оценка объемов продаж 2000 года — 28 миллионов единиц с перспективой роста около 5 процентов в год) в последние годы захлестнула серьезная волна снижения цен производителей. Причины называются самые разные (от азиатского кризиса конца девяностых до значительного улучшения качества и уровня технологии кондиционеров китайских OEM-производителей), однако факт остается фактом — для того, чтобы оставаться в рынке и поддерживать все новые и новейшие тенденции, мировые лидеры вынуждены весьма тщательно просчитывать свой бизнес, изыскивая малейшие резервы в снижении себестоимости. Вслед за альянсом Toshiba и Carrier (в котором ключевую и старшую роль играет Carrier) и союзом Daikin и Matsushita (в области обмена технологиями в различных сегментах и совместной деятельности по закупке компонентов на тех локальных рынках, где кто-то из партнеров ведет бизнес), множеством мелких соглашений и меморандумов о взаимопонимании известие об альянсе LG и Matsushita выглядит всего лишь следующим шагом к глобальному переделу рынка. И все же попробуем оценить это событие, ознакомившись с официальным пресс-релизом LG Electronics — www.lge.com/aboutus/news/pressroom/2001/2001_0119.html. Как звучит официальная версия LG о том, чего ради два ведущих производителя бытовых кондиционеров решили частично объединить свои усилия? Первая причина — снижение себестоимости производства в условиях жесткой ценовой конкуренции и увеличение долей рынка обоих партнеров (вероятно, совместно используя сложившиеся каналы распределения). Вторая причина (с точки зрения LG) — подтверждение амбиций LG как «глобального лидера» и равноправного партнера и повышение имиджа в целом Корейских корпораций как производителей современного и качественного оборудования. Третья причина — взаимный обмен информацией об исследованиях и технологических новациях. Решение о сотрудничестве интенсивно прорабатывалось в течение длительного времени. Еще в марте 2000 года стороны обменялись своими вариантами Меморандума о Взаимопонимании, окончательный вариант которого и был принят в начале этого года. В каких областях деятельности будут сотрудничать LG и Matsushita? В деятельности по продаже и продвижению бытовых кондиционеров партнеры будут согласованно расширять свое присутствие на ключевых рынках и использовать совместные возможности для сокращения сроков производства оборудования. В области производства предусматривается обмен ключевыми технологиями и поэтапная стандартизация используемых партнерами узлов и компонентов для производства кондиционеров. Также предусматривается сотрудничество в области утилизации вышедшего из потребления оборудования. Совместное использование мощностей по утилизации оборудования (что особенно актуально в Японии, где недавно был принят Закон об утилизации бытовых приборов) послужит не только в качестве лозунга об охране окружающей среды, но и приведет к экономии средств в будущем. И все же — в чем основная причина — может быть, высокие Стороны просто договорились не ссориться, тем более, что в последнее время технологические преимущества ведущих производителей не намного опережают последователей. Ответ на этот вопрос даст только время. |